М.Миловидов, студент 2 курса
Секция: Литература, искусство, журналистика: проблемы и пересечения.
Научный руководитель Ю.М.Камильянова,
канд. филол. наук, доцент
История журналистики ХХ века не расскажет нам о неофициальной культуре. В ней мы не сможем найти информацию о музыкальном самиздате — изданиях, писавших о рок-музыке, Викторе Цое, Александре Башлачёве, группе «Аквариум». В учебниках по истории отечественной журналистике ещё не написаны страницы об этих изданиях.
Рок-музыкальный самиздат получил своё широкое призвание в 80-е годы XX века, в период развития отечественной рок-музыки. Ряд "подпольных" журналов взял на себя смелость писать о выходивших альбомах, нелегально распространявшихся среди слушателей, о прошедших концертах. Появлению этих журналов способствовало нежелание писать о рок-музыке в официальных источниках, т.к., по их мнению, музыканты были "неприличны" и отходили от общей идеи общества.
Cамо слово "самиздат" входит в употребление именно в середине сороковых годов. Его автором, по-видимому, был московский поэт Николай Глазков, чьи стихи и прозаические миниатюры полуабсурдистского толка были хорошо известны в окололитературной среде, но почти не печатались при его жизни. Глазков придумал такую забавную литературную игру: составлял небольшие машинописные сборники своих стихов и прозы, сшивал их в брошюры форматом в пол-листа и дарил друзьям. А на титуле ставил им самим придуманное слово "самсебяиздат".
Конечно, "шестидесятники" наверняка возмутятся и потребуют экскурс в историю самиздата как единого целого, подразумевая предтечей всего самиздата "списки" времен политического тоталитаризма. Это не совсем так.
Музыкальный, точнее, рок-самиздат вряд ли мог позаимствовать у интеллигентно-книжного самопала времен "Оттепели" что-нибудь существенное. "Страшно далеки они были от народа", – зубрили тогда ленинские слова, и как нельзя лучше подходили они к правдоносцам-диссидентам. Но рок-музыканты выражали мысли и чувства молодежи того времени. И выражали очень искренне.
Ни в одной официальной газете, такой как «Комсомольская правда» или «Смена», не могла быть напечатана правдивая информация о рок-группе. Информация была искажена. Ярким примером является статья о группе «Машина Времени» под названием «Рагу из Синей птицы» в «Комсомольской правде», в которой Н. Кривомазов обвинял музыкантов в резкой и несправедливой критике. В "подпольных" журналах, распространявшихся нелегально, печаталось абсолютно другое.
В Москве в 1981 г. появляется журнал «Зеркало», издававшийся на базе «Клуба синтеза искусств» имени Рокуэлла Кента при МИФИ. Редактором «Зеркала» стал И. Кричевский, в этом издании начинали свой путь в журналистику будущие культовые фигуры московского самиздата Илья Смирнов и Артём Троицкий. Журнал пользовался огромным спросом. Объяснялось это в первую очередь информационным голодом. Где ещё можно было прочесть подробные статьи о «Воскресенье», «Аквариуме», «Последнем шансе», «Машине времени»? Причём статьи компетентные и, главное, написанные без оглядки на идеологическую конъюнктуру. Ориентация на демократический синтез жанров закладывалась уже тогда, в 80-м. «Зеркало» печатало рассказы, пьесы, а однажды поразило воображение читателей статьёй о синергетике — самой заумной области физики. В конце 1981 г. журнал перешел на "нелегальное" положение и стал выходить под названием «Ухо». Основной акцент делался на последовательном освещении событий московско-ленинградской подпольной сцены.
Впрочем, не стоит заблуждаться насчет размаха того славной памяти издания. Судьбой ему было отпущено всего четыре номера. В 1983 г. его торжественно прикрыл парткомом института. Тем не менее хочу сказать о "непреходящем значении" тех четырёх номеров для московского, а может, и отечественного рок-движения.
Но следом появился «Рокси» (свято место не бывает пусто). «Рокси» по сравнению с предшественниками, оказался долгожителем, он издавался с 1977 по 1990 г.
К заметным явлениям рок-самиздата относятся также журналы «Ур-лайт» (1985-1992 гг., редактор — И.Смирнов). Затем появился «Контр КультУр'а» (выделился в самостоятельное издание после распада «Ур-лайта» в 1989 г. на два отдельных журнала, существовал с 1990 по 1991 г., редактор — А.Волков).
С началом перестройки, несмотря на очередную, последнюю серию рокофобских репрессий (антисамиздатовские статьи весны-осени 1987 года, отмена ряда фестивалей), идеологи подпольной прессы вновь становятся активными центрами возникающего по всей стране мощного рок-клубовского движения.
Именно в «Рокси», «Зеркале», «Ухе», «Ур-лайте» и «Контр КультУр'е» печатались основные статьи, анализирующие рок-культуру и молодёжную культуру в целом.
М.Пушкина-Линн в 1987 г. начинает издавать журнал «Рокада», а в 1992 г. — серию альманахов «Забриски-Пойнт»/«Забриски-Райдер», посвящённых проблемам наследия контркультуры (прежде всего, идеологии хиппи) и рок-музыке.
К 1990 годам закончилась эпоха "подпольного рока". Ушли из жизни Александр Башлачёв и Виктор Цой. Самиздат перестал быть актуальным. Но всё-таки, рок-музыка живёт и развивается. Но той популярности, которая была в 80-е годы, она уже не получит.
На сегодняшний день рок-журналистика 80-х представляет собой неподдельный интерес для исследователей творчества Виктора Цоя, группы «Алиса» и др. Номера «Рокси» или «Зеркала» стали библиографической редкостью. Это уникальный пласт музыкальной информации в отечественной музыкальной литературе.
Мне кажется, эти издания нужны и сейчас. В них рассказывается о поэтах и музыкантах, чьё творчество заслуживает внимания и уважения. Ни в одном глянцевом журнале мы не сможем найти ответ на вопрос: "Что такое душа, любовь и сердце?". Есть люди, желающие выпускать альманахи, сборники о начинающих музыкантах. Малотиражные сборники выпускаются в Москве и Санкт-Петербурге и практически недоступны в других регионах. Я считаю, надо давать людям возможность знакомиться с этими изданиями. А это возможно в одном случае — объединении энтузиастов.
Список использованной литературы:
- Леготин С. Следы самиздата:
http://www.un.csu.ru/blocknote/2/1591_1.html
- Даниэль А. Истоки и смысл советского самиздата
http://www.antology.igrunov.ru/a_daniel.html
- Федотова Т.Н. Рок-самиздат
По материалам сайта
http://www.ofrock.ru/
В мой Мир
|