Понедельник, 20.05.2024, 09:09
Радио
   Кристина
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню Портала
Радио Плеер
www.radiobells.com #radiobells_script_hash
Сейчас в эфире
Плеер пока молчит
Стол заказов
Сейчас заказы не принимаются.



* - поля обязательные для заполнения
(в очереди 0 заказов)

Рок-музыка и рок-журналистика: за и против

М.Миловидов, студент 2 курса
Секция: Литература, искусство, журналистика: проблемы и пересечения.
Научный руководитель Ю.М.Камильянова,
канд. филол. наук, доцент

История журналистики ХХ века не расскажет нам о неофициальной культуре. В ней мы не сможем найти информацию о музыкальном самиздате — изданиях, писавших о рок-музыке, Викторе Цое, Александре Башлачёве, группе «Аквариум». В учебниках по истории отечественной журналистике ещё не написаны страницы об этих изданиях.

Рок-музыкальный самиздат получил своё широкое призвание в 80-е годы XX века, в период развития отечественной рок-музыки. Ряд "подпольных" журналов взял на себя смелость писать о выходивших альбомах, нелегально распространявшихся среди слушателей, о прошедших концертах. Появлению этих журналов способствовало нежелание писать о рок-музыке в официальных источниках, т.к., по их мнению, музыканты были "неприличны" и отходили от общей идеи общества.

Cамо слово "самиздат" входит в употребление именно в середине сороковых годов. Его автором, по-видимому, был московский поэт Николай Глазков, чьи стихи и прозаические миниатюры полуабсурдистского толка были хорошо известны в окололитературной среде, но почти не печатались при его жизни. Глазков придумал такую забавную литературную игру: составлял небольшие машинописные сборники своих стихов и прозы, сшивал их в брошюры форматом в пол-листа и дарил друзьям. А на титуле ставил им самим придуманное слово "самсебяиздат".

Конечно, "шестидесятники" наверняка возмутятся и потребуют экскурс в историю самиздата как единого целого, подразумевая предтечей всего самиздата "списки" времен политического тоталитаризма. Это не совсем так.

Музыкальный, точнее, рок-самиздат вряд ли мог позаимствовать у интеллигентно-книжного самопала времен "Оттепели" что-нибудь существенное. "Страшно далеки они были от народа", – зубрили тогда ленинские слова, и как нельзя лучше подходили они к правдоносцам-диссидентам. Но рок-музыканты выражали мысли и чувства молодежи того времени. И выражали очень искренне.

Ни в одной официальной газете, такой как «Комсомольская правда» или «Смена», не могла быть напечатана правдивая информация о рок-группе. Информация была искажена. Ярким примером является статья о группе «Машина Времени» под названием «Рагу из Синей птицы» в «Комсомольской правде», в которой Н. Кривомазов обвинял музыкантов в резкой и несправедливой критике. В "подпольных" журналах, распространявшихся нелегально, печаталось абсолютно другое.

В Москве в 1981 г. появляется журнал «Зеркало», издававшийся на базе «Клуба синтеза искусств» имени Рокуэлла Кента при МИФИ. Редактором «Зеркала» стал И. Кричевский, в этом издании начинали свой путь в журналистику будущие культовые фигуры московского самиздата Илья Смирнов и Артём Троицкий. Журнал пользовался огромным спросом. Объяснялось это в первую очередь информационным голодом. Где ещё можно было прочесть подробные статьи о «Воскресенье», «Аквариуме», «Последнем шансе», «Машине времени»? Причём статьи компетентные и, главное, написанные без оглядки на идеологическую конъюнктуру. Ориентация на демократический синтез жанров закладывалась уже тогда, в 80-м. «Зеркало» печатало рассказы, пьесы, а однажды поразило воображение читателей статьёй о синергетике — самой заумной области физики. В конце 1981 г. журнал перешел на "нелегальное" положение и стал выходить под названием «Ухо». Основной акцент делался на последовательном освещении событий московско-ленинградской подпольной сцены.

Впрочем, не стоит  заблуждаться насчет размаха того славной памяти издания. Судьбой ему было отпущено всего четыре номера. В 1983 г. его торжественно прикрыл парткомом института. Тем не менее хочу сказать о "непреходящем значении" тех четырёх номеров для московского, а может, и отечественного рок-движения.

Но следом появился «Рокси» (свято место не бывает пусто). «Рокси» по сравнению с предшественниками, оказался долгожителем, он издавался с 1977 по 1990 г.

К заметным явлениям рок-самиздата относятся также журналы «Ур-лайт» (1985-1992 гг., редактор — И.Смирнов). Затем появился «Контр КультУр'а» (выделился в самостоятельное издание после распада «Ур-лайта» в 1989 г. на два отдельных журнала, существовал с 1990 по 1991 г., редактор — А.Волков).

С началом перестройки, несмотря на очередную, последнюю серию рокофобских репрессий (антисамиздатовские статьи весны-осени 1987 года, отмена ряда фестивалей), идеологи подпольной прессы вновь становятся активными центрами возникающего по всей стране мощного рок-клубовского движения.

Именно в «Рокси», «Зеркале», «Ухе», «Ур-лайте» и «Контр КультУр'е» печатались основные статьи, анализирующие рок-культуру и молодёжную культуру в целом.

М.Пушкина-Линн в 1987 г. начинает издавать журнал «Рокада», а в 1992 г. — серию альманахов «Забриски-Пойнт»/«Забриски-Райдер», посвящённых проблемам наследия контркультуры (прежде всего, идеологии хиппи) и рок-музыке.

К 1990 годам закончилась эпоха "подпольного рока". Ушли из жизни Александр Башлачёв и Виктор Цой. Самиздат перестал быть актуальным. Но всё-таки, рок-музыка живёт и развивается. Но той популярности, которая была в 80-е годы, она уже не получит.

На сегодняшний день рок-журналистика 80-х представляет собой неподдельный интерес для исследователей творчества Виктора Цоя, группы «Алиса» и др. Номера «Рокси» или «Зеркала» стали библиографической редкостью. Это уникальный пласт музыкальной информации в отечественной музыкальной литературе.

Мне кажется, эти издания нужны и сейчас. В них рассказывается о поэтах и музыкантах, чьё творчество заслуживает внимания и уважения. Ни в одном глянцевом журнале мы не сможем найти ответ на вопрос: "Что такое душа, любовь и сердце?". Есть люди, желающие выпускать альманахи, сборники о начинающих музыкантах. Малотиражные сборники выпускаются в Москве и Санкт-Петербурге и практически недоступны в других регионах. Я считаю, надо давать людям возможность знакомиться с этими изданиями. А это возможно в одном случае — объединении энтузиастов.

Список использованной литературы:

  1. Леготин С. Следы самиздата:
    http://www.un.csu.ru/blocknote/2/1591_1.html
     
  2. Даниэль А. Истоки и смысл советского самиздата
    http://www.antology.igrunov.ru/a_daniel.html
     
  3. Федотова Т.Н. Рок-самиздат

По материалам сайта
http://www.ofrock.ru/

Категория: Научные статьи | Добавил: Admin (25.05.2009)
Просмотров: 51 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на Портал

Быстрый доступ
Добавить в Избранное

Добавить в избранное

Поиск
Время года
Студийные Часы
Время в Студии
Прогноз погоды
Яндекс.Погода
Курсы валют
Гороскоп
гороскоп
Архив новостей
Прошедшие мероприятия [8]
Творческие задания [33]
Спортивные новости [4]
Творческие работы [10]
Научные статьи [1]
00:04:02

Браво "Тёплый ветер" (На лунный свет)

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:45

Сплин - Помолчим немного

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:04:15

Борис Гребенщиков - Если Я Уйду

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
Концерты
«Кино» расскажет «Историю этого мира» в Москве
«КняZz» вспомнит Михаила Горшенёва «Как в старой сказке» в Москве
«Крематорий» отпразднует 40-летний юбилей в Уфе
Концерт Ёлки в Москве переносится на 16 ноября
«Мельница» отметит 25-летие в Москве
Валерий Сюткин сыграет «Почти летний концерт» в Санкт-Петербурге
«Звери» в первый день этого лета сыграют хиты в Уфе
«Ундервуд» выступит с большим летним концертом в Москве
«Мельница» отметит 25-летие юбилейным концертом в Уфе
Анекдоты
Свежие анекдоты
Twitter
Паблик ВКонтакте
Одноклассники
Друзья Портала
Ссылки
Каталог сайтов: Интернет-маркетинг Аренда автокрана в Сергиев-Посад Башинтернет — каталог сайтов Республики Башкортостан
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Счётчик PR-CY.Rank Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счётчик посещаемости
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Слушателей: 0
Флаги
Flag Counter
Время жизни