Сибирский коллектив с таким названием (к Сергею Галанину никакого отношения не имеющий!) посетил столицу Башкортостана. Мне удалось познакомиться и пообщаться с его участниками.
Недавний поход на акустический концерт не оставил меня равнодушным. Случайно я услышал удивительную группу, а после и познакомился с ней поближе. Называется она «Север Га».
Название относит вовсе не к Сергею Галанину, как может показаться на первый взгляд. «Север Га» — это музыка горных рек, лесов, полян, сибирской тайги. «Га» — это путь, а «Север» — часть света. То есть, путь севера. Каждая композиция группы — это отдельное симфоническое произведение. Их нужно слушать, закрыв глаза, представив перед собой утро в лесу после дождя, водопады, сибирские тропы. Музыка звучит долго. Это похоже на дивный сон, когда очутился в таком месте, где царит дикая природа. Прилёг на несколько минут и не хочется просыпаться.
На сцене два человека: Маша и Андрей. Андрей играет на гитаре и поёт, а Маша играет на различных музыкальных инструментах. Ещё один Андрей не выходит на сцену, он занимается директорской и административной деятельностью. Также на все концерты ездит замечательная малышка — девочка по имени Ляля. Она осуществляет поддержку из зала.
Инструменты заслуживают отдельного рассказа. Традиционно концерт начинается с флейты. Но эта флейта особенная. Индейцы называют её «Деревом любви». По легенде, когда звучала эта флейта, девушка могла показать рукой на своего избранника и выйти за него замуж.
Справка. Нарс-юх — хантыйское название народного струнного музыкального инструмента обских угров (хантов и масни). Оснащается обычно пятью струнами. Маша называет его пятиструнными гуслями. По её словам, у этого инструмента много названий. На нём она исполняет композицию «Танец ворона».
После проникновенного «Танца ворона» Маша берёт окарину — закрытую дудочку в виде ракушки. Звучит композиция «Деревья». И последнюю композицию — «Горный приют», – Маша исполняет на металлофоне. Этот инструмент всем известен с детства. Во время исполнения этой песни из зала слышен голос Ляли: она не может остаться равнодушной к этой красивейшей мелодии.
… Мы сидим на кухне их уфимской съёмной квартиры. Ляля спит, Маша умывается и чистит зубы. На кухне варятся макароны, — самое время завтракать. Входит Маша, радостно приветствует гостя.
Два Андрея заняты очень важным делом — они сочиняют музыку на калимбе. Ноты не получаются, поэтому Андрей убирает ноутбук в сторону и начинает рассказывать. Большое влияние на него оказал Дмитрий Ревякин. Однажды в киоске увидел диск, заинтересовал. Назывался «Руда», с очень красивой обложкой. Также любит слушать Сергея Калугина и группу «Дикая охота». Не остаётся равнодушным к Раде и «Терновнику».
Далее присоединяется Маша:
— Посоветовали мне как-то человека, который научит меня играть на флейте (Это моё давнее желание). Человека звали Андрей.
Андрей об этом совете не знал и, познакомившись со мной, стал частенько забегать на чай. По-дружески. Тёплыми компаниями в различных вариациях мы сидели на моей кухне ночами напролёт. Пили чай (иногда мате), философствовали.
А через две недели Андрей пришел с вещами. Переехал.
Жизнь с музыкантом (да хоть с художником, поэтом, актером, наверное!) — тяжелейшая работа. Занимается он большую часть суток, меньшую читает, иногда спит. Я при этом должна бы принять на себя роль женщины-соратника, понимающей и горящей его идеями.
А я оказалась далека от музыки. Совершенно. И меня это, в принципе, всегда устраивало. Меня утомляла его постоянная жажда показать мне свою новую композицию или лучший диск(!) какого-нибудь Sigur Ros или Explosions in the Sky. Приходя к старинной подруге Крис, я наигранно восклицала:
— Боже, как я устала от высокого искусства! Крис, сыграй что-нибудь такое... ну на трех аккордах!
И Крис играла «А мне пох, я панк!».
Становилось ощутимо легче.
Однажды Андрей, собираясь на очередной концерт в Екатеринбурге, заявил, что я еду с ним. И буду играть. На окарине.
— Но я не умею!
— Я научу.
И вот так, с одной песни началась моя музыкальная "карьера". В общем, я сразу оказалась готовой к восприятию музыки, стала чувствовать ее и понимать. И как я раньше без этого жила! Без этого музыканта.
Из соседней комнаты слышен крик: Ляля проснулась. Маша убегает на некоторое время. Возвращается и продолжает:
— «Север Га» играет абстракт-фолк. Авторский. Использует множество музыкальных инструментов. Кажется, уже можно говорить "используем") И один из них - окарина. Итальянская глиняная флейта. С ооочень неустойчивым звуком.
Это был первый инструмент, на котором я научилась играть в «Север Га». А песня называлась «Деревья».
Есть там место с ритмическим скосом — синкопа, кажется, — и оно мне ровным счётом ну никак не удавалось.
Пришёл Торкунов однажды и сказал:
— Собирайся, пойдем.
— Куда?
— Пойдём.
За тот месяц я привыкла не спорить с этим ненормальным и стала послушно собираться.
Едем, значит, подъезжаем к лесу. Испугалась я невообразимо — кто ж знает, что на уме у этого музыкального гения? Может, решил он, что этакой бездарности и жить на свете не стоит, и задумал закопать меня тут же, в лесу).
Идём в лес, дошли до высоченного дерева (как сейчас помню, то была янтарная сосна), Андрей говорит:
— Залазь.
Лезу.
— Выше залазь. Еще выше. Вот. Вот... Тут и сиди. Слушай ритм дерева.
Просидев на дереве часа, наверное, два-три, я поняла, что песню могу играть без ошибок — как надо. Пришли домой и сыграли. И играем до сих пор.
Надо заметить, что, чтобы попадать в ноты на этом инструменте, нужно каждую из них дуть с определенной (разной) силой. И даже это у меня получается теперь...
А на дереве мне понравилось.
Макароны уже готовы, ребята поели и собираются пить чай. Маша расстелила одеяло, и мы все усаживаемся на нём. У каждого в руках маленькая чашечка. Андрей рассказывает, что в Уфе живут они месяц. Дают мастер-классы, учат играть на флейте. Дальше едут в другой город.
Группа существует шесть лет. На их дебютном альбоме «Танец ворона» семь песен. Играют вовсе не два человека, а больше. Записывался дома. Также в группе есть замечательнейшая скрипачка Настя. Может сыграть любое произведение,… которое Паганини смог бы сыграть.
Отдельного рассказа также заслуживает, в каком виде распространяется этот альбом. Веточка дерева, в нём выпилено отверстие и вмонтирован USB-диск. Все семь песен, видео, а также логотип. Эти веточки Андрей собирал в тайге и всё делал собственноручно.
Музыканты преодолевают разные трудности. Живут на съёмной квартире, платят за это немало тысяч. Играют, но на выступления приходят очень мало людей. У группы почти нет эфиров. Ездить с маленькой девочкой по городам и водить на все выступления — это вам не печеньем торговать! Девочка на выступлениях в зале плачет, но на помощь бросается верная Настя и быстро её успокаивает.
Я не знаю точно, из какого они города. Кажется, из Томска. Или из Тюмени, но в Тюмени им не понравилось. Они вообще не могут сказать, в каком месте им будет комфортно. Потому что на этой земле вообще не осталось таких мест. Они уезжают из Уфы. Сначала в Сибирь, а потом они будут жить в Краснодаре. Но их музыка останется у меня навсегда в сердце.
В мой Мир
|