Высоцкий Владимир — советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев. Умер 25 июля 1980 года.
Годы: 1964-1980
Стиль: Авторская песня
Официальный сайт: www.vsvysotsky.ru
Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в московском родильном доме № 8, расположенном на 3-й Мещанской улице (ныне — ул. Щепкина, дом 61/2).
После окончания Школы-студии МХАТ (20 июня 1960 года) в жизни Высоцкого наступил четырёхлетний период, связанный с поиском "своего театра". Молодой актёр успел поработать — с перерывами, – в Театре имени Пушкина и других коллективах. Весной 1964 года он пришёл на показ в Театр на Таганке. Как вспоминал позже Юрий Любимов, перед ним предстал молодой человек в кепке и сером пиджаке, "сигареточку, конечно, погасил". Прочитанные им стихи Маяковского не произвели на режиссёра большого впечатления ("что-то маловразумительное, бравадное"), зато пение под гитару заставило отложить все дела и слушать артиста в течение сорока пяти минут. Перед принятием решения Любимову довелось услышать разного рода предостережения: «Мне говорят: „Знаете, лучше не брать. Он пьющий человек“. Ну подумаешь, говорю, ещё один в России пьющий, тоже невидаль», – рассказывал режиссёр.
В сентябре 1964 года Высоцкий стал артистом Театра на Таганке и уже через десять дней вышел на сцену — в спектакле «Добрый человек из Сезуана» он, заменяя заболевшего коллегу, был срочно введён на роль Второго Бога. Первую большую роль актёру предложили в спектакле «Жизнь Галилея», премьера которого состоялась весной 1966 года. Высоцкий играл учёного без грима и париков — все изменения, связанные в том числе с возрастом Галилея, Владимир Семёнович передавал за счёт внутренних переживаний. Следующим его героем стал беглый каторжник Хлопуша в драматической поэме Сергея Есенина «Пугачёв». Критик Наталья Крымова, сравнивая авторскую запись монолога Хлопуши с той же речью, произносимой бьющимся в кандалах Высоцким, отмечала, что у двух поэтов было немало точек пересечения — у каждого из них имелся «свой „чёрный человек“ и своя „Русь уходящая“, и нежность к слову, и надрыв, и внутренняя песенность стиха, и — временами, – неизлечимая, ничем не заливаемая тоска».
Отношения Любимова с Владимиром Семёновичем не всегда были безоблачными — режиссёр периодически оповещал труппу о решении "окончательно уволить Высоцкого". Первый его уход из театра состоялся в марте 1968 года, когда после вынужденной отмены спектакля «Жизнь Галилея» Любимов и директор «Таганки» Николай Дупак выпустили приказ об освобождении актёра от работы по статье 47 «Г» КЗоТ «за вопиющее нарушение трудовой дисциплины»]. Подобные ситуации возникали и в дальнейшем, однако полного разрыва Высоцкого с театром не произошло.
Изначальную бардовскую известность Высоцкий получил, как автор лагерных и дворовых песен. В октябре 1964 года он записал на магнитофон все песни, которые успел сочинить к тому времени; в его «собрании сочинений» оказалось сорок восемь наименований.
Первый сольный концерт Высоцкого состоялся в апреле 1965 года во время ленинградских гастролей Театра на Таганке, когда артиста пригласили выступить в кафе «Молекула», принадлежавшем Институту высокомолекулярных соединений.
Высоцкий, готовясь к встречам с аудиторией, стремился представить зрителям некое подобие «авторского „Избранного“» — в программу был обычно заложен внутренний сюжет, раскрывающий творческие приёмы поэта; по словам литературоведа Владимира Новикова, каждый концерт Владимира Семёновича представлял собой своеобразный "роман в песнях". Постепенно география выступлений стала увеличиваться. Концерты проходили в НИИ и домах культуры, Высоцкий пел в альпинистских лагерях, спускался в каске и с гитарой в шахты; когда младший сын Марины Влади попал в детскую больницу, Владимир Семёнович устроил сольное выступление для пациентов и персонала клиники. В 1976 году он ездил в иркутскую артель к Вадиму Туманову. Позже Туманов рассказывал, что в посёлке Холомхо, расположенном в Бодайбинской тайге, Высоцкий в течение четырёх часов пел для старателей, многие из которых специально ради этого концерта приехали с дальних приисков. В день его выступления оказались отложены рейсы местных авиалиний, поскольку бодайбинские пилоты тоже приехали в Холомхо.
Поначалу билетов и афиш, извещающих о выступлениях Высоцкого, не существовало — концерты проходили под неформальной вывеской «встреча с актёром театра и кино». Для получения официального разрешения необходимо было утвердить песенный репертуар в Москонцерте, но попытка заручиться поддержкой этой организации, сделанная в 1966 году, успехом не увенчалась. Позже часть выступлений стала проходить по путёвкам общества «Знание», где за один концерт Высоцкому платили 75 рублей. В марте 1973 года в газете «Советская культура» вышла статья, озаглавленная «Частным порядком». В ней упоминалось, что в феврале того же года Высоцкий дал в Новокузнецке шестнадцать концертов, проходивших в обход Росконцерта. Выступления, организатором которых была дирекция местного театра, автор публикации назвал "халтурой" и "незаконной предпринимательской деятельностью". «Новокузнецкое дело» завершилось решением суда — поэту надлежало вернуть государству 900 рублей. Летом Владимир Семёнович отправил письмо на имя Петра Демичева. В тексте указывалось, что в течение девяти лет Высоцкий как автор и исполнитель песен не может "пробиться к официальному узаконенному общению со слушателями".
После выступлений Высоцкого, состоявшихся весной 1979 года в Удмуртии, было заведено «Ижевское дело». По словам адвоката Генриха Падвы, к которому Высоцкий обратился за содействием, концертный администратор Василий Кондаков обвинялся в том, что во время проводившихся в Ижевске и Глазове концертов (в них участвовали Валентина Толкунова, Геннадий Хазанов, Владимир Высоцкий) он продавал большее количество билетов, чем указывал в отчётных документах. 2 июля 1980 года суд огласил приговор. Как подчеркнул Падва, "всё связанное с концертами Высоцкого суд отбросил, признав, что ничего криминального там нет".
На экране Высоцкий появился ещё в студенческие годы, когда принял приглашение на участие в мелодраме Василия Ордынского «Сверстницы». Вспоминая о своём кинодебюте, актёр не без иронии рассказывал, что из-за волнения он во время озвучивания произнёс реплику персонажа Пети "с кавказским акцентом, высоким голосом и заикаясь". В течение нескольких следующих лет фильмография Высоцкого заметно пополнилась, однако до определённого момента он играл только небольшие роли или снимался в эпизодах, которые к тому же сокращались при монтаже. Впоследствии Высоцкий признавался, что его кинобиография включала несколько ролей, о которых он предпочитал не вспоминать. В их число входил тракторист Андрей Пчёлка из лирической комедии «Стряпуха», исполнявший в картине песню чужим голосом. Разочаровала Высоцкого и работа в фильме «Хозяин тайги» — актёр был недоволен сценарием, долгими простоями и общей атмосферой в киногруппе. О комедии «Саша-Сашенька» Владимир Семёнович отзывался как об "очень плохом фильме".
В общей сложности Высоцкий предложил для различных фильмов более ста песен, но из каждых пяти произведений, отданных киностудиям, до экрана дошли только два. Владимир Семёнович считал, что один из наиболее удачных опытов включения песен в структуру картины был реализован в фильме «Вертикаль», где музыкальные произведения органично соотносились с видеорядом. Эта картина принесла Высоцкому настоящую популярность; по словам писателя Николая Андреева, после выхода фильма "известность Высоцкого рванула <…> вертикально вверх". Его песни звучали также в картинах «Я родом из детства» (благодаря этой ленте актёр избавился от своего "эпизодического амплуа"), «Короткие встречи» и других.
Весьма драматично сложилась история фильма режиссёра Геннадия Полоки «Интервенция», в котором снялся Высоцкий. Актёру были близки и фарсовая, балаганная стилистика картины, и главный герой — меняющий маски и одежды подпольщик Бродский. Однако комиссия Госкино решила, что революционные события в «Интервенции» воспроизведены «в непозволительной эксцентрической форме». Фильм к показу запретили. Стремясь защитить картину, Высоцкий (по другим данным — Золотухин) подготовил письмо на имя Леонида Брежнева, которое подписали почти все участники съёмочной группы. Тем не менее при жизни Высоцкого «Интервенция» так и не вышла в прокат — зрители впервые увидели её только в 1987 году.
Владимир Высоцкий умер утром 25 июля 1980 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Перед спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир», состоявшимся на следующий день, 26 июля, на сцену вышел Юрий Любимов и сказал: «У нас большое горе… Умер Высоцкий…». «Гамлет», запланированный на 27 июля, был отменён. По словам Любимова и директора театра Николая Дупака, никто из зрителей не вернул купленные билеты. По данным исследователя Валерия Перевозчикова, несколько зрителей после окончания всех ритуальных мероприятий всё-таки возвратили билеты в кассу; впоследствии их забрали на память артисты «Таганки».
В 1991 году фирмой «Мелодия» был выпущен компакт-диск «Избранное» с записями 1974-1975 годов в исполнении Владимира Высоцкого в сопровождении ансамбля «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна. Композиции «Скалолазка», «Москва - Одесса», «Кони Привередливые», «Утренняя гимнастика» и «Корабли» стали хитами и звучат в эфирах различных радиостанций.
В 1996 году был выпущен сборник-трибьют «Странные Скачки» — песни Владимира Высоцкого исполнили рок-музыканты, среди которых Гарик Сукачёв («Кони Привередливые») и Александр Ф. Скляр («В Холода, В Холода!»). Эти песни также звучат в эфирах радиостанций.
В 2012 году на экраны вышел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» (реж. П. Буслов). Сценаристом является Никита Высоцкий — сын Владимира Высоцкого. Стартовав в рекордном для российского фильма количестве залов — 1400, картина собрала по итогам первого зимнего уик-энда (1—4 декабря) более 11 млн $.
Дискография (избранная):
Сборники:
1991 — Избранное (с оркестром)
Трибьюты:
1996 — Странные скачки
По материалам Википедии, свободной Энциклопедии.
В мой Мир