Никольский Константин — советский и российский рок-музыкант, певец, гитарист, автор песен. Известен как сольной карьерой, так и участием в ансамблях «Воскресение» и «Зеркало мира».
Год: 1974
Стиль: рок, рок-н-ролл, блюз-рок, арт-рок, фолк-рок
Официальный сайт: konstantin-nikolsky.ru
Константин Николаевич Никольский родился 1 февраля 1951 года в Москве. 12-летним он начал учиться игре на входившей в моду шестиструнной гитаре в ДК имени Чкалова (курс Генриха Сечкина).
В 1974 году Никольский стал ритм-гитаристом группы «Цветы», которая после выхода одной маленькой пластинки и записи второй поступила на работу в Московскую областную филармонию (по признанию А. Сикорского лидер «Цветов» Стас Намин часто и совершенно бескорыстно организовывал концерты и «Осколкам», и «Счастливому семейству». Лидер «Цветов» знал Никольского, своего друга, ещё по институтским рок-тусовкам. Его талант был очень близок к стилю, который Намин культивировал в группе. Константин с Александром Лосевым, будучи одного роста, не только хорошо смотрелись, но и вместе пели. Однако Намин, который, к тому же, учился на филфаке МГУ, выразил недовольство большим количеством концертов и пригрозил уходом из филармонии. Эта организация зарабатывала на «Цветах» огромные деньги, организовывая гастроли по три концерта в день на стадионах и во Дворцах Спорта. Солистами помимо Александра Лосева были также Сергей Грачёв, Константин Никольский и Александр Слизунов. Из-за непосильной работы, делавшей невозможным какое-либо творчество, начался конфликт с администрацией учреждения. Филармония отнеслась к этому совершенно спокойно, поскольку сохраняла за собой модное название. Намин, Никольский и клавишник Слизунов ушли. Затем министерство культуры запретило и группу, и само название «Цветы» как "пропаганду западной идеологии и идей хиппи".
Несмотря на сложившуюся ситуацию, Константин Никольский не пропал. Теперь был профессиональным музыкантом, и в 1975 году Юрий Антонов пригласил его в свой аккомпанирующий ансамбль «Магистраль» (вместе с ним туда пришёл и Слизунов). Оттуда Никольский был уволен, поскольку не по своей вине сфальшивил, играя соло во время концерта (яркий свет прожектора ударил ему в глаза).
После этого Константин пришёл в группу Стаса Намина под названием «Группа Стаса Намина». Он самодеятельно выступал вместе с очень популярным в московской рок-среде «Удачным приобретением»; в Таллинском рок-фестивале 1975 года они участвовали именно под указанным названием и вскоре прекратили сотрудничество. Кроме того, Намин сделался неиграющим руководителем, и Никольский стал лидер-гитаристом; на ритм-гитаре играл двоюродный брат Намина Александр Микоян (единственный, кто остался из «Удачного приобретения»). Приглашены были, кроме Никольского и Микояна, Слизунов и игравший в «Цветах» с 1971 года барабанщик Юрий Фокин. Пришлось, правда, искать нового бас-гитариста, поскольку вокалисту и басисту Александру Лосеву Намин не простил, как он выразился, штрейкбрехерства (простив, однако, "русского Бонэма" Фокина). Вскоре Лосев стал солистом ВИА «Красные маки». Солистом же «Группы Стаса Намина» стал Слизунов (в записи первой пластинки участвовал также певец Александр Заболотов).
В 1977 году выходит первая маленькая пластинка «Группы Стаса Намина», где главной была написанная Никольским и Слизуновым на слова Владимира Солдатова композиция «Старый рояль». Она стала шлягером, а болгарская фирма «Балкантон» включила её в сборник «10 лучших песен года» (вместе с хитами Адриано Челентано, Донны Саммер и даже знаменитым «Отелем „Калифорния“» группы The Eagles). «Старый рояль» стал первой записанной песней новой группы, это удалось организовать в студии Дома звукозаписи в Москве на улице Качалова. В работе участвовал сборный состав: музыканты «Цветов» — Константин Никольский, Александр Слизунов, Стас Намин, и «Удачное приобретение».
В 1978 году Юрий Фокин покинул «Группу Стаса Намина» и эмигрировал в США. Никольский посвящает Фокину «Ночную птицу» (первое название — «Прощание с другом») и тоже уходит.
Весной 1979 года, на фоне постоянных конфликтов в «Машине Времени», у Сергея Кавагоэ появилась идея поиграть с Константином Никольским, с которым они дружили и песни которого ему очень нравились. Кавагоэ привлёк Евгения Маргулиса, и они начали репетировать вместе с Никольским его песни. Андрею Макаревичу увлечение основных соратников "талантом со стороны" было очень неприятно. На эту тему неоднократно возникали споры, но Кавагоэ и Маргулис заявляли, что никакого предательства тут нет, что Константин один, команды у него нет, поэтому они просто помогают ему довести его песни до ума. Поначалу они хотели делать группу с Никольским, но тот вдруг отказался.
В 1979 году возникает группа «Воскресение». Андрей Сапунов (он принимал участие в концертной деятельности «Группы Стаса Намина»), блестящий вокалист, в качестве своеобразного приложения к первому магнитофонному альбому в последний студийный день спешно записывает в сопровождении Кавагоэ и Маргулиса камерные версии таких песен Никольского, как «Музыкант», «Зеркало мира», «Поиграй со мной, гроза», «Я сам из тех…», «Ночная птица», «Когда поймёшь умом…». Исполнение своих песен Сапуновым Никольский раскритиковал и попросил не распространять эти записи (но было поздно: их уже начали распространять пресловутые пираты). Тем не менее, в ноябре 1980 года Никольский позвонил Романову, предложил тому присоединиться. Группа «Воскресение», вполне соответствуя своему названию, воскресла из пепла.
В конце 1980 года обновлённое «Воскресение» уже давало первые концерты. Это был совсем другой звук и иная ориентация — более насыщенная и резкая. Произошло это не случайно. Никольский, прекративший гастрольную деятельность в составе эстрадных ансамблей и поступивший в Гнесинское музучилище, стал неформальным лидером команды и попытался наладить в ней учебный процесс. "С появлением Никольского в команде началась серьезная профессиональная работа. По большому счёту, все, кроме Никольского, не были сильными музыкантами. Поэтому Костя постоянно требовал от остальных участников группы умения играть необходимый минимум и организовал репетиционный процесс таким образом, чтобы внутрь группы не проникал дух шары", – вспоминал звукооператор Александр "Артём" Арутюнов. Конечно, это не понравилось другим участникам.
После случившегося конфликта Никольский уходит из «Воскресения». В 1992 году он выпускает первый сольный альбом — «Я бреду по бездорожью...». Композиции «Прошедший день», «От любви к любви», «Я бреду по бездорожью...» и «Спи, душа моя» становятся хитами и по сей день звучат в эфирах станций. Музыканты играют блюз и хард-рок, также на диске есть лиричные и грустные песни.
В 1996 году Константин Никольский выпускает второй альбом — «Один взгляд назад». Этот диск стал самым хитовым — композиции «Зеркало мира», «Один взгляд назад», «Ночная птица», «Мой друг художник и поэт», «В моей душе осадок зла», «Птицы белые мои», «Я сам из тех...» и «Воскресение» и по сей день звучат в эфирах многих радиостанций. Присутствует здесь и «Музыкант» — ярчайший суперхит, самая известная в его репертуаре песня, навсегда ставшая "визитной карточкой". Многие треки старые — они звучали ещё в составе «Воскресения», а также группы «Зеркало мира». Работа над пластинкой велась на студии «Монт», (Новое Косино) в Москве. По стилю это всё тот же блюз-рок и хард-рок, продолжающий традиции первого релиза.
В 2000 году появилась песня умершего музыканта, барабанщика, Александра Косорунина, «Серый дождь», которую он написал, но не сыграл и исполнил, в память его самые близкие друзья собрались и записали её. Партии баса сыграли Владимир Беленко и Алексей Осташев, на гитаре Игорь Кожин, на шейкере Сергей Григорян, Вокалистами стали Константин Никольский, Сергей Шипилов, Александр Иванов и Николай Арутюнов. Косорунин принимал участие во многих музыкальных проектах: «Каскад», «Маршал», «Академия Рока», «Рондо», «Мегаполис», «Лига блюза», «Лицей», «Треф», «Неприкасаемые», «Крупский Сотоварищи», «Четверг Арутюнова». Эту композицию также можно слышать в эфире «Радио Кристина».
В 2007 году Константин Никольский выпускает третий альбом — «Иллюзии». Диск также получился отличным, гитарным. Композиции «Облако» и «Мне только снится жизнь моя» стали хитами и звучат в эфирах станций. "«Иллюзии» мы записывали долго: года четыре или даже пять. Вначале решали с Игорем Кожиным, кто какие партии будет играть. Устаканили. Отрепетировали. Начали работать в студии в Ново-Косино, где я записывал предыдущий диск «Один взгляд назад». Но пришлось сделать перерыв из-за частых гастролей. Вернулись уже в тон-студию на «Мосфильме». Но там не уложились по времени — начался ремонт. Тогда была найдена третья студия — "подешевле и менее известная", которая называлась «Рок-академия». Техническое оснащение, правда, было не очень. Приборы, которых не хватало — я сам и докупал. В итоге только с третьей попытки завершили работу", – рассказывал в разных интервью Никольский.
3 февраля 2011 года, в связи с 60-летием, состоялся юбилейный вечер Константина Никольского «От любви к любви» в Московском международном Доме музыки. Были исполнены хиты, композиции c альбома «Иллюзии», а также неизвестные, никогда не исполнявшиеся на концертах песни. В юбилейном вечере участвовали: Константин Никольский — вокал, гитара, Игорь Кожин — гитара, Юлия Никольская — вокал. Многие концерты в последнее время Никольский даёт в форме творческого вечера. Этот единственный в своём роде артист далек от рекламной суеты, не появляется на музыкальных тусовках и фестивалях, что, однако, не мешает ему собирать на своих выступлениях полные залы в разных городах России. Звукорежиссёром выступлений стал Игорь Артемков, в 2002—2009 годах работавший с Алёной Свиридовой.
24 ноября 2012 года с успехом выступил вместе со своей 27-летней дочерью Юлией на XI фестивале «Дискотека 80-х» Rock&Dance в спортивном комплексе «Олимпийский» в Москве. "Я продолжаю выступать, ездить по концертам. А с дочкой мне очень нравится выступать. У нас с ней очень хорошо звучат голоса, поэтому она вторым голосом очень хорошо справляется. Я очень рад, что она поет вместе со мной и хочу, чтобы она продолжила петь. Моя музыка, конечно, не для дискотек, хотя её постоянно поют на разных танцах", – говорил Никольский.
Состав:
Константин Никольский — вокал, ритм-гитара, соло-гитара, акустическая гитара
Александр Кузьмичёв — бас-гитара
Игорь Костиков — барабаны
Дискография (избранная):
Альбомы:
1992 — Я бреду по бездорожью…
1996 — Один взгляд назад
2007 — Иллюзии
Синглы:
2000 — Серый дождь (также принял участие в записи и спел)
По материалам Википедии, свободной Энциклопедии.
В мой Мир